Страница 2 из 3123

Телесюжет об открытии выставки “80 лет каналу имени Москвы” в Красногорске

Тарелки Речного вокзала — реверс

Когда-то давно, примерно год назад, я опубликовал материал, в котором попытался понять, что же изображено на в Москве. Надо был бы сразу писать и о тарелках восточного фасада, но что-то меня останавливало. Во-первых, неуверенность в своих знаниях. Дело в том, что на восточном портале, предваряющем выход пассажиров к причалу, расположены барельефы, посвящённые речной и морской теме, как бы подготавливая будущих путешественников к приобщению к водной стихии. И если с речной темой ещё справился бы, то с морской… Во-вторых, было ощущение того, что найдутся таки дополнительные материалы о барельефах Речного. Так и случилось. Недавно мой коллега по проекту «Москва-Волга.Ру» Сергей Гаев приобрёл замечательную и весьма редкую книгу (тираж всего 500 экземпляров) «», подготовленную Владимиром Левшенко и изданную в Санкт-Петербурге в 2012 году. В этой книге приведены «официальные» названия каждого барельефа и указаны фактические исполнители. Что не только помогло с определением прототипов произведений, ни иногда и дало точное название прототипа. Тем не менее, текст стал готовится ещё год назад и на сегодняшний день получился в соавторстве с другим моим коллегой по «Москва-Волга.Ру», с Crazy Hamster, который провёл огромную работу по поиску информации и изображений. Мне же лишь осталось написать вступление и поправить запятые. Для начала уточню, что все 24 фарфоровых барельефа, каждый диаметром около полутора метров были созданы не лично Натальей Яковлевной Данько, а под её руководством группой художников и скульпторов Ленинградского фарфорового завода, как уже известными, так и недавними студентами Ленинградской Академии художеств. Наталья Яковлевна оказалась разочарованной в опыте использования фарфора в архитектуре на примере станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Потому, получив в 1937 году заказ на изготовление барельефов для Речного вокзала, она не принимала непосредственного участия в их создании, руководя бригадой художников в качестве ведущего скульптора завода. Что никак не умаляет заслуг Натальи Викторовны в создании этих барельефов. Согласно легендам, великий Рубенс не полностью писал свои картины, ему много помогали ученики. Но лишь прикосновение кисти маэстро превращало картины в шедевры. Поэтому формат повествования, в отличие от первой части, будет расширен информацией о художниках и скульпторах, принимавших участие в работе.

«Сигнальные флаги». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

На медальоне изображены морские флаги и некоторые самые «популярные» морские узлы. Рассмотрим их подробней. Начнем с флагов, которые попробуем расшифровать, обратившись к таблицам флагов морской сигнализации — как , так и : Верхний флаг – Шлюпочный, либо, по международному стандарту — Все должны быть на борту, судно скоро снимается (Papa) Средний флаг – 1-й дополнительный, либо, по международному стандарту – Мне требуется медицинская помощь (Whiskey). С нижним вымпелом сложнее. Как такового в данных списках найти не удалось, присутствует только флаг с тремя синими и тремя желтыми полосами (а на медальоне – по четыре синих и желтых). Если же брать наиболее подходящий, то по международным правилам он означает, что судну необходим лоцман (Golf), по отечественному стандарту – Телеграф. Почему последний флаг был изображён нестандартно? Моё предположение – для сохранения пропорций в композиции. И что же мы получаем при расшифровке «сказанной» вымпелами фразы? По русски — полная белиберда. Латиницей — PWG. Что бы это значило? Заложил ли в эту аббревиатуру автор тарелки Иван Иванович Ризнич какой-то смысл? Морская тема для Ивана Ивановича морская тема весьма близка. К тому же он принял очень деятельное участие в создании барельефов для Речного вокзала, поучаствовав в 10 из сегодня рассматриваемых — либо художником, либо и скульптором, и художником одновременно. Вот и пришло время рассказать об этом художнике. Иван Иванович Ризнич (20.01.1908 — 27.11.1998), сын легендарного , офицера подводного плавания (подлодки «Дельфин», «Стерлядь», «Святой Георгий»), впервые в истории российского флота совершивший дальний океанский поход. По семейной версии он погиб в 1920 г. на «барже смерти», затопленной красными в Белом море, по другой версии — в Шанхае летом 1923 года, когда пытался вернуть в Россию угнанное в Китай русское торговое судно. Мачеха — актриса Александринского театра, после революции эмигрировала во Францию. Мальчик с ней не поехал, остался в России, какое-то время был беспризорником, потом был принят в художественную школу. Изобразительному искусству обучался в г. Павловске в Слуцкой художественной школе И.Г. Михайлова. В 1926 году ее окончил и поступил живописцем по фарфору на Ленинградский фарфоровый завод им Ломоносова, где проработал с перерывом до конца жизненного пути.

Иван Иванович Ризнич на Ленинградском фарфоровом заводе, 1930-е годы.

Был одним из значительных современных художников-анималистов Ленинградского фарфорового завода. Будучи по призванию живописцем, он одновременно профессионально работал и в скульптуре. Народный художник РСФСР, участник всесоюзных выставок, его работы находятся в музейных и частных коллекциях. Срочную службу (до войны) Ризнич отбывал на флоте. Вспоминает Т.Н. Безпалова-Михалёва, тоже художник ЛФЗ: «Вернувшись, Иван Иванович появился на заводе в полном флотском обмундировании. Почему-то клеши на нем казались особенно широкими, а ленточки на бескозырке длинными не по уставу. Иван с удовольствием демонстрировал товарищам свою грудь, спину, руки и все прочие части тела, сплошь покрытые замысловатой татуировкой. При этом доверительно сообщал, что у него на теле все же еще остался небольшой свободный от татуировки участок кожи, который он специально бережет для японских мастеров, являющихся (по словам Ризнича) лучшими специалистами в этом виде искусства. Однако предполагаю, что этот (весьма интимный) участок кожи так и остался незаполненным«. Во время ВОВ служил на Балтийском флоте, участвовал в обороне Ленинграда (старшина 1-й статьи, командир отделения радистов тральщика № 32 «Шуя» ОВРа КМОР КБФ. Служил на нем с 1941 года). Спасся с подорванного корабля, сидя верхом на мине, долгое время плыл по морю, пока его не подобрал другой корабль. В 1951 г. исполнял обязанности главного художника ЛФЗ. 1960-1969 г — вышел на пенсию. В 1976 г. был приглашен на завод и проработал до 1998г. Большой знаток природы, охотник, рыболов, художник-анималист, друг писателя В. Бианки, художников Курдова, Чарушина. Прекрасно владел художественным словом. В 90-е годы, будучи уже очень пожилым человеком, перевернулся в Ладожском озере на лодке, едва не утонул, но, помня военный опыт, несколько часов плыл до берега, толкая впереди себя лодку. Похоронен в Петербурге на кладбище Жертв 9-го января. Современники по достоинству оценили талант И.И. Ризнича и в денежном выражении. Его ваза «Джунгли», созданная в 1935 году, два года назад была продана на аукционе Sotheby’s за 74,500 фунтов стерлингов при стартовой цене почти в 10 раз ниже. Вернёмся к тарелке «Сигнальные флаги». По кромке барельефа изображены морские узлы. Начнём с верхнего и продолжим по часовой стрелке: «восьмёрка», разновидность штыкового узла, вариант боцманского узла и прямой узел.

«Подводная лодка». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

На барельефе мы видим две подводные лодки. Скорее всего, это Балтийский флот. Наибольший интерес вызывает подводная лодка на переднем плане, на рубке которой отчетливо видно номер 21. Логично было бы предположить, что это известная лодка К-21, однако заложена она была в декабре 1937 года, на воду спущена в августе 1939, а достроена только в конце 1940 года. Поэтому достаточно маловероятно, что тут изображена именно она. Также, по форме рубки данная подложка не очень походит на известные изображения лодок К-серии: Более похоже изображение лодки на медальоне на лодки серии «Щ»: Хотя 100%-го сходства также нет. Сравним еще раз. Тип «К»: Тип Щ (V серии): Поэтому можно предположить, что на медальоне изображена некоторая усредненная подводная лодка из состава Балтийского флота. Хотя я лично склоняюсь к серии Щ, т.к. имела место быть лодка V серии с изначальным названием Щ-21, хотя впоследствии она имела обозначение Щ-105. Также, не забываем, что медальоны были созданы в 1937-1938 гг, лодки серии Щ вступали в строй в 1933-1934 гг, и логичнее было бы изображать именно их, как наиболее передовые из существующих, чем новые, еще не существующие (имею в виду серию К), к тому же, возможно, достаточно секретные вундервафли.

«Теплоход «Абхазия». Скульптор Т.С. Кучкина и роспись И.И. Ризнича

Прошу отметить, что текст, посвящённый этой тарелке и расположенный ниже был написан до появления волшебной книжки с названиями барельефов. Можно только удивиться, насколько точно оказалось попадание Crazy Hamster’а: Тут все просто – на медальоне изображен наиболее распространенный и современный на тот момент «крымский» проект пассажирских судов Черноморского морского пароходства. Всего было построено 6 судов данной серии — «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия», и работали они преимущественно на линии Одесса-Батуми. 4 теплохода данной серии строились в СССР, два – в Германии, года постройки серии – 1926-1931. Типичными представителями данной серии являются теплоходы «Абхазия» и «Армения»:

Теплоход «Абхазия»

 

Теплоход «Армения»

Судьба всех судов данной серии печальна – 5 из них были уничтожены в 1941 году, последнее – «Абхазия» — летом 1942 года. Немного о скульпторе, Таисии Сергеевне Кучкиной. Она родилась 24 февраля 1909 году в Москве. С 1930 года училась у Александра Терентьевича Матвеева на скульптурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, который успешно закончила в 1936 г. В 1937-1939 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова скульптором. Автор жанровых статуэток и групп. В 1937 г. работала как скульптор-монументалист, выполнив четыре барельеф для фасада Речного вокзала. За короткий период работы на ЛФЗ она создала жанровую скульптуру, преимущественно изображавшую женщин и детей. Оценив в пластике гжельского фарфорового лубка середины 19 века убедительность и красоту выражения материала, Кучкина в согласии с этой традицией трактовала фарфор как мягкую, текучую массу, которая создаёт плавную округлость форм, их пластическую обобщённость. Молодая талантливая художница, только начавшая успешную творческую деятельность, в 1942 году умерла. По одним сведениям в блокадном Ленинграде, по другим — в эвакуации в Иваново.

«Линкор «Марат». Скульптор М.Н. Мох, роспись И.И. Ризнича

Crazy Hamster почти угадал название корабля, верно указав серию, в которой он вышел.  Это линейный корабль серии «Севастополь». Первое название линкора было «Петропавловск». Его строительство началось 1909 году, введён в эксплуатацию в 1914. Он был третьим в балтийской серии «Севастополь». Помимо «Петропавловска» были построены «Севастополь» (головной корабль серии, переименован в «Парижская коммуна», затем опять в «Севастополь») , «Полтава» (позже «Михаил Фрунзе») и «Гангут» (позже «Октябрьская революция»).

Линкор «Петропавловск». Фото до 1917 года.

«Петропавловск» участвовал в Первой мировой войне, Гражданской войне, Советско-финской войне и Великой Отечественной войне во время обороны Ленинграда. Интересно, но из линкоров типа «Севастополь» только «Петропавловск» участвовал в настоящем морском сражении. В 1921 году его переименовали в «Марат».

Линкор «Марат». Фото до 1941 года.

В сентябре 1941 в результате бомбёжки линкор «Марат» был сильно повреждён и вёл оборону Ленинграда практически в полуразрушенном состоянии. В 1943 году кораблю вернули прежнее название — «Петропавловск». После войны линкор до конца так и не отремонтировали, в 1950 году он стал несамоходным учебным артиллерийским судном «Волхов», а в 1953 его отправили на слом. Теперь немного об одном из авторов барельефа, Михаиле Николаевиче Мохе, художнике и скульпторе. В 1929 окончил художественную школу в г.Павловске Ленинградской обл. и поступил на работу на ЛФЗ. На заводе работал с 1929 по 1941 год. Перед самой войной, в 1941 году перешёл работать реставратором в Эрмитаж. Во время войны эвакуировался вместе с Эрмитажем в Ереван. После войны вернулся в Ленинград и проработал в Эрмитаже до 1948 года. В 1953 году вернулся на ЛФЗ. С 1954 по 1960 был главным художником завода. Но после инфаркта был вынужден оставить должность. На ЛФЗ проработал до самой смерти в 1978 году.

Михаил Николаевич Мох. Фото 1957 года.

«Крейсер «Аврора». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

Crazy Hamster и в этот раз почти попал в точку. «Однозначно на медальоне изображен некий броненосец «додредноутной» эпохи, вобравший в себя черты подобных судов балтийского, тихоокеанского и черноморского типов» — написал он и предложил среди прочих и крейсер «Аврору», логически рассудив, что  в 1937 году (в год открытия канала Москва-Волга) праздновалась 20-я годовщина Октябрьской революции, а «Аврора» и есть олицетворение тех событий. Аврора до революции  

«Волжский теплоход». Скульптура и роспись М.Н. Моха

На этом медальоне однозначно изображен теплоход «канальской» серии, предположительно на Волге в районе Жигулей. Типичным представителем этой серии являлся теплоход «Иосиф Сталин»: Данная серия судов строилась к открытию канала Москва-Волга, и флотилия из них в конце апреля — начале мая 1937 года. «Корпуса новых теплоходов — плоскодонные, с прямыми бортами и скошенным форштевнем — были собраны электросварщиками. Восемь поперечных переборок делили их на девять водонепроницаемых отсеков; под закругленной кормой размещались два опять-таки сварных руля и столько же гребных винтов, причем последние находились в частично закрытых туннелях. По первоначальному проекту маневренность теплоходов должны были улучшать еще и два дополнительных руля в носовой части — конструкторы учитывали что лайнерам в каждом рейсе по 128-километровому каналу придется проходить через шлюзы и гидросооружения. В носовых отсеках размещались кубрик для 18 пассажиров, 8 четырехместных кают и грузовой трюм объемом 108 м3. За ними — машинное отделение. Здесь стояли главные двигатели — два четырехтактных, шестицилиндровых, бескомпрессорных дизеля марки 6-БК-43 мощностью по 350 л. с. Они-то и обеспечивали теплоходам этого типа весьма высокую для речных судов крейсерскую скорость более 20 км/ч. Топливные танки вмещали 35 т мазута. Еще один дизель с форкамерным распрыскиванием приводил в действие две динамо-машины, вырабатывавшие электроэнергию, необходимую для освещения и работы различных судовых систем и механизмов. Имелся на судах и паровой котел, обеспечивавший систему парового отопления. За машинным отделением располагались каюты команды, столовая, парикмахерская и еще один грузовой трюм (11 м3). Над корпусом возвышалась эллипсовидная деревянная надстройка, полностью предоставленная пассажирам. Недолгое плавание от Москвы до Калинина они проводили в просторных, комфортабельных каютах, отделанных не пластиком, как теперь, а кленом, чинарой, грушей и дубом. В киноконцертном зале они могли увидеть новые фильмы и выступления артистов, обедали в ресторане, рассчитанном на 100 мест, в хорошую погоду загорали в двух соляриях, а при ненастье любовались окружающим пейзажем с застекленной веранды. Нелишне добавить, что теплоходы названного типа можно отнести к одним из первых в истории экологически чистых судов — конструкция топливных танков была настолько продуманной, что за борт не попадало ни капли мазута, а все сточные воды, пройдя через аппаратуру очистки, возвращались в реку незагрязненными. В центре надстройки, наверху, возвышалась ходовая рубка. В ней было все, что необходимо для управления судном, в том числе и традиционное штурвальное колесо, снабженное электродвигателями, которые, повинуясь рукам рулевого, перекладывали рули. «Канальная» специальность лайнеров, которым приходилось то и дело проходить под мостами, заставила горьковчан сделать обе мачты заваливающимися на верхнюю палубу».

«Якоря». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

На этот раз Иван Иванович не стал загадывать ребус, просто изобразив два якоря разных типов – адмиралтейский и якорь Холла.

Адмиралтейский якорь
Якоря Холла

Адмиралтейские якоря вышли из массового употребления к середине XX века, якоря Холла оказались более живучи благодаря более простому технологическому исполнению и расширенному функционалу, хотя к современному времени претерпели множественные изменения. Характерным отличием якорей является то, что лапы якоря Холла подвижны. Интересный факт — крейсер «Аврора», упоминаемый выше, был первым кораблём Императорского флота, оснащённым якорем Холла.

«Парусник «Товарищ». Скульптор К.С. Рыжов, роспись И.И. Ризнича

Учебный барк «Товарищ» – четырехмачтовый барк, самое крупное парусное учебное судно СССР до окончания Второй мировой войны. Спущен на воду в 1892 году в Белфасте, после серии перепродаж в 1914 году был продан Российской Империи. В 1918-1919 гг. находился в Великобритании, однако в 1921 году был передан Советской России, в 1921-23 гг. проходил ремонт и модернизацию в Германии, в 1923 году переименован в «Товарищ» с портом приписки Петроград. В 1941 году попал в руки Вермахта, до 1943 года служил плавучей казармой, когда был выведен из строя советской авиацией в гавани Мариуполя, где и оставался до 1960 года, когда был окончательно разрезан на металлолом. Помимо И.И. Ризнича над барельефом работал скульптор Казимир Станиславович Рыжов. Он родился в 1897 году в Колпино близ Петербурга. Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме и на скульптурном факультете Академии художеств под руководством А.Т. Матвеева. В 1930–х годах работал скульптором на ЛФЗ. С 1936 года стал художественным руководителем Керамического завода на станции Гжель (Московской области). Сохранились сведения о его работе на этом заводе в середине 1950–х годов. Участник выставок, в том числе, «Выставки декоративных искусств, проводившейся МССХ (Москва, 1955). Произведения хранятся в музее ЛФЗ (15 экспонатов), ВМДПНИ, ГМК «Кусково» и других.

«Ледокол «Красин». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

Несмотря на нашу слабую осведомлённость в области морского флота и ещё не зная «официального» названия барельефа, у нас даже не возникло сомнений в том, что это легендарный ледокол «Красин». История «Красина» богата событиями и заслуживает отдельного большого рассказа, поэтому нам пришлось приложить усилия, чтобы изложить её вкратце. Ледокол с первоначальным названием «Святогор» был заложен в 1916 году на английских верфях по усовершенствованному проекту (с учётом эксплуатации) ледокола «Ермак» вице-адмирала О.С. Макарова. И уже в 1917 году вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

Ледокол «Святогор»

Однако в 1919 году «Святогора» увели в Англию. Советская Россия смогла получить ледокол только в 1922 году, оплатив задолженность по контракту на строительство ледокола. Ледокол «Святогор» (ставший «Красиным» в 1927 году)  в течение нескольких десятков лет был самым мощным арктическим ледоколом, к тому же имевшим автономность по топливу до одного месяца.

Ледокол «Красин». Фото 1932 года.

Бесчисленный полярные экспедиции, спасения судов, других ледоколов и даже экипажа потерпевшего катастрофу дирижабля «Италия» полярной экспедиции Умберто Нобиле, проводки судов, полярные конвои Великой Отечественной войны — всё это на счету «Красина». В 1950-х годов ледокол прошел модернизацию в ГДР, превратившись в дизель-электрический и до 1972 года продолжал выполнять ледокольные функции.

Чертёж ледокола «Красин» после модернизации.

Затем «Красина» перевели в класс научно-исследовательских судов, а 1989 году ледокол «Леонид Красин» был отправлен на заслуженную пенсию, став музейным экспонатом. Сейчас он пришвартован у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

Ледокол «Красин» сегодня.

«Аванпорт». Скульптор М.Н. Мох, роспись М.Н. Моха и Т.Н. Безпаловой-Михалевой

Опять всё очевидно — это Иваньковский (Волжский) гидроузел. В целом достаточно хорошо похож на «настоящий». Видно водосливную плотину ГЭС, саму ГЭС, шлюз №1 канала имени Москвы, аванпорт. Также хорошо различимы фигуры памятников Ленину и Сталину. Монумент Сталину (тот, что левее) был снесен в 1962 году. Сейчас от него остался только стилобат. Далее, в сторону Москвы, схематически показан шлюз №2 в поселке Темпы, а также город Дмитров с автомобильными мостами Рогачевского и Дмитровского шоссе. Так Иваньковский гидроузел выглядел в 1960-х годах. Однако с противоположной стороны: А так выглядит сегодня: В создании барельефа помимо уже известного нам Михаила Николаевича Моха принимала участие Тамара Николаевна Безпалова-Михалёва. Безпалова-Михалёва Тамара Николаевна (11.03.1912, С.-Петербург – 17.01.1991, Ленинград). Живописец по фарфору. В 1931 году окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум. В этом же году, 20 февраля,  поступила на Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, где работала по договорам до 1975 года. Уже в 1937 году на Всемирной выставке в Париже работы Тамары Николаевны награждаются Серебряной медалью.  В 1941 году стала членом Ленинградского Отделения Союза советских художников. Во время блокады Ленинграда оставалась в городе с маленькой дочерью, которая также выжила. После войны получила квартиру на Рождественской улице в доме 47, мансарду с видом на Смольный собор. В 1954 г. исполняла обязанности главного художника ЛФЗ. Участвовала в огромном количестве выставок, её работы находятся в экспозициях многих музеев, в том числе в Русском музее, Эрмитаже, в Музее керамики в Кусково и других. Помимо совместной росписи барельефа «Аванпорт», Безпалова-Михалёва и Мох, а также художник Алексей Александрович Скворцов выполнили роспись двухметровой вазы для Сельскохозяйственной выставки в Москве, за что получили Почетные грамоты. «До войны у меня и Михаила Николаевича Моха были самые дружеские отношения. До и после войны Мох часто бывал у меня дома. Ходил с моим мужем и мной на лыжах в окрестностях Ленинграда, летом приезжал к нам на дачу в Кавголово. Во время семейных неурядиц, которые, к сожалению, бывали у него часто, подолгу отсиживался у меня на квартире«. — вспоминала Тамара Николаевна.

Тамара Николаевна Беспалова-Михалева и Михаил Николаевич Мох. Фото 1932 года.

После войны их пути разошлись — «Как-то получилось, что по неведомым причинам дружба эта распалась, нее только со мною, но и со всей нашей дружной компанией«.

 «Мост». Скульптор Кейнер, роспись И.И. Ризнича

Казалось бы, что с расшифровкой этого барельефа проблем возникнуть не должно  — обычный мост на канале Москва-Волга. Да, совершенно верно, именно такие конструкции мостов применялись в качестве шоссейных. Но проблема в том, что таких мостов на канале три. Мост Рогачёвского шоссе в Дмитрове: мост Дмитровского шоссе в Яхроме: и мост Дмитровского шоссе в Хлебниково: Какой же из них изображён на тарелке? Подсказкой надо считать парусник, который нарисован около левой опоры моста. Дело в том, что первые два моста, в Дмитрове и в Яхроме, перекинуты над отрезками канала с узкой судоходной частью. И на яхтах там неудобно ходить. А мост в Хлебниково пересекает Клязьминское водохранилище, весьма удобное для плавания маломерных судов. Недаром там расположено множество яхт-клубов. Но осталась ещё одна нерешённая задача, связанная с этим барельефом. Кто такой скульптор Кейнер? Эта фамилия встречается не только в книге Владимира Левшенко, но и в других источниках, где перечисляются авторы барельефов Речного вокзала. Причём везде он указан без инициалов. Продолжительные поиски привели к тому, что такого скульптора… нет. И не было. Но был другой скульптор — Криммер Эдуард Михайлович (1900 — 1974) — выдающийся художник универсального дарования: график, живописец, сценограф, дизайнер, мастер прикладного искусства (стекло, фарфор, керамика), скульптор, искусствовед. Заслуженный художник РСФСР (1967), Лауреат Государственной премии им. И.Е.Репина (1970). Член Декоративного совета СХ СССР, член правления СХ РСФСР и ЛОСХ, делегат всех съездов художников СССР и РСФСР. С 1918 по 1922 гг. учился на факультете театрально-декорационной живописи Одесского художественного института. В 1923 году переехал в Петроград. С 1929 г. посещал занятия Кружка по изучению новой западной живописи, руководимого К. Малевичем. С 1920-х гг. сотрудничал с ленинградскими издательствами и детскими журналами как автор и иллюстратор. В 1935 – 1937 гг. работал художником на «Ленфильме» и Киевской киностудии. Работал над созданием установки «Конституция СССР» для Всемирной выставки в Нью-Йорке. С 1938 по 1939 гг. руководил модельно-проектной мастерской по конструированию современной мебели. В 1948 – 1950 гг. работал на ЛЗХС. С 1950 по 1974 — один из ведущих художников Государственного фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Работы Эдуарда Криммера находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея. Однако в его биографии написано, что он работал на ЛФЗ только с 1950 года, а тарелки были созданы ещё в 1937 году.  Как же он мог поучаствовать в производстве барельефов? Дело в том, что дядя Эдуарда Михайловича Криммера, Фридрих Эдуардович, с Натальей Данько. Ф.Э. Криммер был видным советским руководителем банковского дела и внешней торговли, а так же удачливым коллекционером. И Криммер-младший, и Данько бывали в его квартире. Почему бы им там не познакомиться? Почему бы Данько не обратить внимание на молодого талантливого художника? Почему бы ей не пригласить Эдуарда Криммера поучаствовать в проекте, которым руководила? Версия вполне живоспособна. Немного не в тему, о судьбе Фридриха Эдуардовича Криммера. Вот что о нём нашлось: «Фридрих Эдуардович Кример — старец с седой окладистой бородой, который до революции был крупным банковским работником. Примыкал к социал-демократическим кругам и очень много лет дружил с Горьким. В 1917 году он входил вместе с ним в социал-демократическую группу «Новая Жизнь», выступавшую против октябрьской революции. В советское время занимал ответственные хозяйственные посты. Последнее время почему-то работал ученым секретарем в отделе учебных заведений Министерства рыбной промышленности. Припомнили грехи юности, арестовали. Впоследствии дали пять лет. Вряд ли вышел живым из лагеря» — о своём сокамернике лета 1949 года Левитин-Краснов А. Э. в книге «Рук Твоих жар» (1941-1956). Предположения Анатолия Эдуардовича к счастью оказались ошибочны. Ф.Э. Криммер умер только в 1963 году.

«Первый полёт над Северным полюсом». Скульптура и роспись И.И. Ризнича

Удивительно, но сюжет с самолётом под номером Н-171 встречается на тарелках Речного вокзала во второй раз. В первый раз он появляется на западном портале: Напомню, что это АНТ-6, заводской номер 22700, бортовой номер Н-171, знаменитый самолёт советской полярной авиации, который в мае-июне 1937 года под командованием Василия Сергеевича Молокова (1895-1982) достиг Северного полюса и совершил высадку людей и оборудования экспедиции «Северный полюс — 1» под управлением Ивана Дмитриевича Папанина. Другим известным подвигом было снятие со льдов экипажа затонувшего парохода «Челюскин» в 1934 году. Возникает вопрос — если Молокова вспомнили два раза, то почему не вспомнили Валерия Чкалова, любимца Сталина?    

Третье пришествие Сталина

Пытаясь в очередной раз навести порядок в коллекции фотографий Канала Москва-Волга, создал отдельную папку «Вожди на стройке» и начал сбрасывать в неё соответствующие фото. Затем занялся изучением содержимого. И заметил много интересного и забавного. Как ни странно, фотографий подобного типа у меня оказалось немного. Подавляющее большинство было связано с 22 апреля 1937 года. В этот день Сталин со свитой, состоящей  из Молотова, Ворошилова и заменившего Ягоду Ежова посетили Икшинский и Центральный районы строительства Канала. Это был третий визит Сталина на строительство Канала Москва-Волга. В первый приезд 4 июня 1934 года вождь всех народов с Кагановичем, Ворошиловым, Куйбышевым и Ягодой посетил шлюзы №7 и №8, Химкинскую плотину и Глубокую выемку. Во второй, 14 июня 1936 года, в сопровождении тех же Когановича и Ягоды, а так же Орджоникидзе – Перервинский шлюз. С точки зрения советской пропаганды событие выдалось значимым, средства массовой информации всех сортов освещала его со всех сторон. Корреспонденты, фотографы, киношники, а затем и ретушёры. Писали, фотографировали, снимали и полировали до блеска знаменательное событие. Ещё бы – строительство Канала подходит к концу, приближается время раздачи пряников. Одной из парадных фотографий посещения стала аляповатая работа ретушёра: 1937-04-22 Берман Молотов Сталин Ежов Ворошилов Свита на заднем плане полностью затёрта. Вместо неё воткнут объект, полностью разграфлённый строительными лесами. Есть впечатление, что объект взят с другого фото – как-то он неестественно вписан в сюжет. С вождями дозволено остаться только начальнику строительства Берману, гражданину слева. Но и Берману досталось – в плечах ужали, голову скорее всего приделали с другого снимка. Что бы фотографию поместить на обратную сторону обложки журнала, ретушёр превратился в хренового художника и пририсовал пару облаков, чтобы хоть чем-то прикрыть пустоту. Автор фото неизвестен. И слава Богу. Из авторской работы получился дешёвый лубок. Фото мне встречалось в двух изданиях в качестве «заглавных» – путеводителе по Каналу Льва Кассиля (да-да, вы верно вспомнили, «Кондуит и Швамбрания») и в журнале для англоговорящих USSR under construction. На экспорт – самое лучшее. Гораздо лучше выглядит снимок непрофессионального фотографа. Начальник охраны Сталина Николай Сидорович Власик тоже приобщился к фотожурналистике, запечатлев вождей на строительстве. Не думаю, что он собирался подработать на стороне, но центральный печатный орган партии газета «Правда» опубликовал его фото на следующий день: 1937-04-22 Ворошилов, Молотов, Сталин и Ежов. Фото Н.Власика. Газета 'Правда' №112 (7078) 23 апреля 1937 О ретушёрах. Славно поработали. Все второстепенные персонажи сделаны как бы не в фокусе. Как будто не хватило глубины резкости. Молотов на снимке стоит от фотографа дальше крайнего левого и крайнего правого персонажей и по закону оптики должен быть также не в фокусе. Но он чёток и узнаваем наряду с остальными вождями. Та же «Правда» в качестве сопровождения фотографии опубликовала заметку: ТОВАРИЩИ СТАЛИН, МОЛОТОВ, ВОРОШИЛОВ и ЕЖОВ НА КАНАЛЕ ВОЛГА-МОСКВА. ДМИТРОВ, 22 апреля. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня во второй половине дня канал Волга — Москва посетили товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов. Осмотр канала товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов начали с большой земляной плотины № 22, преградившей путь реке Икше, которая образовала здесь судоходное водохранилище. В этом огромном озере к открытию канала будет 14,5 миллиона кубических метров воды. Из Икшинского района строительства товарищ Сталин, руководители партии и правительства отправились во Влахернскую — на четвертый шлюз, расположенный в 68 километрах от Волги. С четвертого шлюза они выехали в Яхрому. Машины проследовали под новым железнодорожным мостом над каналом между станциями Яхрома и Влахернская. По сравнению со старым, вблизи расположенным мостом — это сооружение огромно. По пути они видели красиво архитектурно оформленный водосброс, у подножья которого скоро забьют фонтаны. В Яхроме товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов ознакомились с третьим шлюзом канала. В их присутствии был приподнят сегментный затвор в верхней голове шлюза, и вода стремительно хлынула в огромную железо-бетонную камеру. Камера стала быстро наполняться. По мостику нижних двустворчатых ворот шлюза товарищ Сталин, руководители партии и правительства прошли на отводный несудоходный канал, по которому волжская вода мощными пропеллерными насосами будет перекачиваться на следующую водную ступень канала. Здесь же были осмотрены машинный зал насосной станции и здание распределительного устройства, где сосредоточивается управление всеми насосными станциями канала. Вместе с товарищами Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Ежовым на канале были т.т. Берман, Фирин и другие руководители строительства канала. Объяснения давали главный инженер строительства тов. Жук, начальник работ центрального района тов. Комаровский и др. Текст спецкора ТАСС стал каноническим и его не один раз перепечатали другие газеты. К примеру  «Комсомольская правда». Но сопроводив другим фото: 1937-04-22 Шлюз 3 Сталин Молотов Ворошилов Ежов. Фото Ф.Кислова Вожди уже переместились на шлюз №3, все в сборе, никто по пути не потерялся. Отдельно хочется рассказать о фотографе. Снимок сделан любимцем Сталина Фёдором Кисловым, фотокорреспондентом агентства «Союзфото». Кислов был допущен к вождю так близко, что прикуривал от трубки Сталина. В прямом смысле. Тому есть свидетельство в виде фото его коллег, заснявших этот момент. А по мне прикуривать от трубки Сталина – что совать голову в пасть крокодилу. На самом деле Фёдор Кислов был отличным фотографом, которому доверяли фотографировать Сталина и прочий официоз. Потом Кислов прошёл фотокорреспондентом всю войну и остался жив, возобновив работу в Союзфото. Очень похоже, что именно это фото вдохновило на подвиг тогда ещё беспартийного художника Фёдора Александровича Модорова. К 1938 году он создал в стиле кондово-слащавого соцреализма полотно «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга». 1937-04-22 Руководители партии и правительства на канале Волга-Москва. Автор Ф.Модоров Ф Похожий на Бермана вытянув руку что-то объясняет Сталину, присутствуют Молотов и Ворошилов. Впереди похожий на Комаровского. Хотя это политически неверно. А где же Ежов? Непонятно. Зато самый левый персонаж чем-то напоминает Ягоду. Сложно зафиксировать исторический момент. Всё переливается в социалистическом калейдоскопе. С точки зрения реализма здесь многое нереально. 22 апреля леса были сняты не со всех строений, присутствуют лишние детали, но об этом позлорадствуем позже. Самое нереальное – на канале открыта навигация и белый пароход заходит со стороны Волги в шлюз. Исторический факт – корабли первой флотилии прибыли на шлюз №3 1 мая в 14:30 и покинули район водораздела около 20:00. Видимо свойство было такое у соцреализма – выдавать желаемое за действительное. Фёдор Александрович был неплохим художником, но коньюктурщиком. Вот как рецензируют его творчество критики: В 20-х — 30-х годах Модоров создал цикл картин, отражающих жизнь Советской армии. В эти же годы к нему приходит слава мастера-портретиста. Его полотна «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга» (1938 г.) и «Сие от них не зависит (1939 г.), выполненные в жанре группового портрета, технически безупречны, но в них явственно присутствует налет конъюнктурности и нарочитой парадности. В годы Великой Отечественной войны художник работал над серией портретов партизан: С.А.Ковпака, П.К.Пономаренко и др., завершив эту серию картиной «Партизаны на приеме у Сталина» (1947 г.). А так пишут о нём биографы: Модоров Федор Александрович (1890–1967) Заслуженный художник РСФСР и БССР. Учился в иконописной школе с. Мстеры с 1901-1905/6. Мастер портрета и импрессионистического пейзажа. Член-корреспондент АХ СССР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств БССР. Живописец. Портретист, автор историко-революционных и жанровых картин. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался под руководством Ф. Регберга. (1910) Продолжил образование в Императорской Академии Художеств (1914-1918). Организатор и директор Мстерского художественно-промышленного училища и художественной школы-коммуны (1918-1922). Член АХХР-АХР с 1923 года. Преподавал во ВГИКе (1939-1941). Член ВКП(б) с 1946 года. Ректор МГХИ им Сурикова (1948-1962). С 1949 года утвержден в звании профессора. С 1964 по 1967 гг. – профессор Московского государственного заочного педагогического института. Работы Ф.А. Модорова хранятся в коллекции Государственной Третьяковской Галерее в Москве, а также в Государственном художественном музее Белоруссии в Минске. Всего в музеях страны хранится до 400 его произведений. Естественно, Фёдор Кислов сделал не один снимок. Должны существовать и другие его фотографии с этого события. Одна из них нашлась в газете «Большевистская сталь», что издавалась в городе Сталинске (ныне Новокузнецк): 1937-04-22 Шлюз 3 Жук второй слева Кислов Большевистская сталь 29 апреля 1937 №98 (1993) Вожди на шлюзе №3. Мелкорослый Ежов затерялся или стал неузнаваемым. Второй слева – главный инженер строительства Сергей Яковлевич Жук. Один из немногих, кто сумел пройти мясорубки строительств Беломорстроя и Москваволгостроя, стал директором института «Гидропроект» и после естественной смерти похоронен в кремлёвской стене. При этом членом партии большевиков стал только в 1942 году. Газеты меньшего калибра почти в обязательном порядке освещали знаменательное событие. К примеру «Советская Сибирь» (Новосибирск) от 24 апреля. Но текст использовался только канонический, ТАССовский. Сами понимаете, шаг в сторону и… Найдено ещё одно фото Фёдора Кислова, опубликованное в одной из московских газет – в «Рабочей Москве», «Большевике» или «Сталинской трассе»: 1937-04-22 Шлюз 3. Сталин Ворошилов и другие. Фото Ф.Кислова - 1 Под фотографией подпись «Товарищи Сталин, Ворошилов и другие у камеры шлюза №3». Ворошилов определяется по большой звезде, Сталин – его сразу видно. От Молотова видна только шляпа. А вот что за гражданин левее Ворошилова – для меня пока загадка. Ретушёры также поработали над фотографией, удалив всех лишних за спинами товарищей. А сравнивать придётся с… маркой! 1937-04-22 Шлюз 3. Сталин Ворошилов и другие. Фото Ф.Кислова - Марка Испании - 1 Что это за марка? Коминтерн в 1927 году (по некоторым данным в 1925) организовал Общество Друзей СССР. Наиболее активно это общество действовало в Испании, где называлось Amigos de la Union Sovietica (AUS) во время Гражданской Войны 1936-39 годов. В 1937 оно выпускало благотворительные/агитационные (непочтовые) марки. В одном из выпусков присутствует и эта марка. Марка выпускалась в серии из десяти марок, серии выпускались в шести цветах. Современная стоимость марки около 10 евро (~800 руб). Специалисты (то есть филателисты) утверждают, что это первая зарубежная марка, на которой изображён Сталин. И единственная, на которой изображён Ежов. Как мы убедились, на оригинальной фотографии Ежова нет, хотя он и присутствовал где-то рядом. Так что филателисты в этом смысле ошибаются. Не было никогда Ежова на марках. Вот ещё пара марок, других цветов, которые также удалось приобрести в коллекцию: 1937-04-22 Шлюз 3. Сталин Ворошилов и другие. Фото Ф.Кислова - Марка Испании - 2 1937-04-22 Шлюз 3. Сталин Ворошилов и другие. Фото Ф.Кислова - Марка Испании - 3 Чуть позже по мотивам этой фотографии была выпущена открытка, с которой исчез неопознанный товарищ, стоявший между Ворошиловым и Сталиным:   1937-04-22 Шлюз 3. Сталин Ворошилов и другие. Фото Ф.Кислова - открыткаДаже рижский еженедельный иллюстрированный журнал «Для Вас» опубликовал эту фотографию 9 мая 1937 года. Русскоязычные издания независимого прибалтийского государства тщательно отслеживали события на своей исторической родине, хотя и комментировали в дореформенном написании: 1937-04-22 Шлюз 3. Сталин Ворошилов и другие. Фото Ф.Кислова - Для Вас (Рига) еженедельный иллюстрированный журнал №19 (09-05-1937) За 7 дней Не подкачали и киношники. Отрезок чуть менее 50 секунд, снятый около шлюза №4, позже вошёл в документальный фильм «Москва-Волга» о строительстве Канала режиссёра Рафаила Борисовича Гикова:

Вот что вспоминал Гиков об этом моменте киносъёмки: На Перерву Сталин прибыл неожиданно, и нам не удалось его заснять. После этого мы на всякий случай стали оставлять в Дмитрове дежурных операторов: 22 апреля 1937 года. На “вахте” – старший оператор Тросман. В управлении строительства канала – звонок: в Центральном районе – правительственная делегация. В Яхрому – не в Перерву. Да и собирать “хозяйство” не требуется. Сначала Тросман замер от неожиданности, потом стал двигаться к беседующей группе. Пояснения ей давал начальник работ Александр Комаровский (с этим киношники общались часто), а вот внимательно слушал его – вождь, товарищ Сталин. Много сделать, разумеется, не удалось, но 40 метров отснятого материала стали важным эпизодом будущего фильма. На следующем фото Александр Николаевич Комаровский запечатлён в ответственный момент дачи пояснений главному вождю, в тот момент, когда его снимает киноаппарат. 1937-04-22 Шлюз 4 Молотов Комаровский Сталин Ежов Ворошилов - 2 В «Известиях» была напечатана та же фотография, однако в моём распоряжении она оказалась не полностью, с оторванным Ворошиловым. Интересна же она тем, что на ней не заретушированы второстепенные персонажи происходящего события: 1937-04-22 Шлюз 4 Молотов Комаровский Сталин Ежов Ворошилов - 1 Чувствуется, что Александр Николаевич собран, речь его выверена, каждое слово взвешено. Ещё бы, с Гениальным не пошутишь. А вожди улыбаются. Они мало понимают в сути рассказа, им весело смотреть на человека, скрывающего свой страх. Возможно снимок сделан тем самым фотографом, в светлой куртке, что попадает в кадр на 20-й секунде фрагмента фильма. На Власика фигурой не похож. Возможно, что это тот самый Фёдор Кислов. Комаровскому, как и Жуку, также посчастливилось в жизни. Он не попал под репрессии. И долго ещё строил различные объекты. К примеру главное здание МГУ. Похоже, что сугубо технические специалисты высокого класса нужны были советскому режиму и он их щадил. Вот как о прибытии Сталина событии пишет сам А.Н. Комаровский в своей книге: В горячие весенние дни 1937 г., когда мы готовились к пропуску первых теплоходов, совершенно неожиданно для нас приехали на строительство канала руководители партии и правительства. В тот день, 22 апреля, я находился на шлюзе № 4. Вдруг из-за поворота показались машины — одна, другая, третья, четвертая… Они быстро проехали к верхней голове шлюза и здесь остановились. Подбежав к передней машине, я увидел, что из нее выходят И. В. Сталин и другие члены правительства. Представившись и коротко доложив обстановку, я пригласил гостей на мост, откуда был виден весь Влахернский узел сооружений — шлюз № 4, насосная станция и красивая панорама канала, перерезающего Галявинский бугор. И. В. Сталин подробно интересовался работой отдельных элементов узла, причальных массивов, смыканием судоходного канала с насосной станцией. Осмотрев этот узел, высокие гости собрались уезжать, но мы пригласили их посетить и другой наш узел у 3-го шлюза, где с некоторых архитектурно оформленных сооружений уже были сняты леса. — Ну, что же, придется уступить строителям, — сказал И. В. Сталин. Остановившись у верхней головы шлюза, гости детально осмотрели сооружение. В это время был открыт сегментный затвор, и вода затопила камеру шлюза. И. В. Сталина особенно заинтересовало крупное отечественное оборудование канала и прежде всего уже смонтированные в то время крупнейшие в мире насосы. — Где сейчас находится в канале волжская вода? — спросил И. В. Сталин. Мы объяснили, что волжская вода, перекачиваемая насосной станцией № 182, уже подошла к нижней голове шлюза № 3. С нижней головы шлюза все прошли к зданию распределительного устройства. С берега канала открывался вид на панораму всего Яхромского узла. Мы доложили гостям, что канал пока не готов, что надо выполнить большого объема планировочные и уборочные работы, но что канал откроется в срок. На шлюзе №3 Сталин и компания осмотрели насосную станцию №183, что хорошо видно на следующей фотографии: 1937-04-22 Яхромская насосная станция 183 Берман Сталин Хрущев (слева и позади Бермана) Слева от Сталина уже упоминавшийся Берман. Из-за профиля Бермана выглядывает ус и шляпа Молотова. Справа от Сталина улыбающийся персонаж похож на начальника Дмитлага Семёна Григорьевича Фирина. Эх, Семён Григорьевич, недолго тебе улыбаться. Уничтожат тебя по приказу того, кто идёт рядом с тобой, чья фуражка торчит из-за плеча Сталина, Ежова. Мне нравится это фото. Оно динамично и правдиво. Главный вождь считает ворон, будущая жертва не знает, какие пряники получит по окончанию строительства, и предвкушает славу. Жертва и палач тусуются рядом. Верный нарком прикрывет спину Вождя. Вот фрагмент последнего интервью Фирина, опубликованного в газете «Рабочая Москва» 28 апреля 1937 года. Запомните эту дату. Для Фирина она будет очень важна. Часть интервью посвящена приезду Сталина на строительство Канала: Приезд товарища Сталина, товарищей Молотова, Ворошилова, Ежова вызвал большой подъем на всей трассе. Мы не знали, что товарищ Сталин едет на стройку. Он приехал совершенно неожиданно. Трудно передать ту радость и волнение, которое мы испытывали, когда увидели товарища Сталина сидящего в автомобиле вместе с товарищами Ворошиловым, Молотовым и Ежовым. Нам очень хотелось, чтобы дорогие гости осмотрели Волжскую плотину. Там действительно прекрасное, величественное зрелище. Кстати они посмотрели бы и «Московское море», которое сейчас уже стоит того, чтобы побывать на Волжском узле сооружений. Но товарищ Сталин сказал, что он, к сожалению, располагает не большим временем – двумя часами и хотел бы посмотреть все наиболее интересное, что можно уложить в этот отрезок времени. Мы проехали на Икшинское водохранилище. Вышли на временный мостик, который находится в верхнем подходе к шлюзу № 6, на самой грани между водоразделом канала и его северным склоном. Я встречал товарища Сталина на Беломорстрое, когда он приезжал туда посмотреть окончание нашей работы. И как тогда, меня и теперь поразило его исключительное знакомство даже с мельчайшими деталями нашей стройки. Например: когда мы сообщили товарищу Сталину, что имеются некоторые шероховатости с опробованием насосов, то оказалось, что он в курсе и этого дела. Четвертый узел сооружений расположен в очень красивой местности «Влахернской». На фоне большого монументального шлюза виден огромный железнодорожный мост, построенный нашими молодым инженером-комсомольцем товарищем Козловским. Справа находился так называемый «Галявинский бугор», расположенный в глубокой выемке, рядом – насосная станции, понизительная подстанция и другие энергетические сооружения. Все это, видимо, произвело на товарища Сталина хорошее впечатление. Кто-то из сопровождавших его предложил вернуться в Москву. Тогда Комаровский сказал:  – Нам очень хотелось, чтобы товарищ Сталин посмотрел третий шлюз. Товарищ Сталин, улыбаясь, ответил: – Надо принять это предложение и уступить строителям. Все направились на третий шлюз. Там в это время шла смена работавших, и строители, узнав Сталина, начали сбегаться со всех сторон. Пройдя к парапету шлюза, гости наблюдали работу сегментного затвора. Он был приподнят. Из-под него с шумом выбивалась вода и заполняла камеру шлюза. Товарищ Сталин тепло разговаривал с нашим главным инженерном С. Я. Жук, который рассказывал о действии пропеллерных насосов небывалой до сих пор мощности. У станции Яхрома, куда были поданы правительственные машины, товарищ Сталин распрощался с нами. Фотографии Сталина в машинном зале насосной станции №183 не обнаружилось. Но машинный зал можно посмотреть и без него. И даже увидеть гигантские насосы: Машинный зал насосной станции №183 Узнаёте портрет на стене? Никита-бесогон, в миру Никита Сергеевич Хрущёв. Тот, кто через двадцать лет будет крушить миф о Сталине и вскрывать преступления режима. В этот знаменательный приезд неизвестным мне фотографом (а может вездесущим Кисловым) было сделано фото, ставшее вскоре modern icon – Сталин осматривает строительство: 1937-04-22 Сталин У какого шлюза сделано фото тоже непонятно. Да и неважно. Чужие затылки и уши убрали, мелкофактурный невпечатляющий фон заменили. Получили «конфетку»: 1937-04-22 Сталин как бы осматривает Яхромскую насосную станцию 2 Ну вот, теперь ясно и понятно, что осматривает вождь. Насосную станцию №183, что в непосредственной близи от шлюза №3. В таком виде фото и пошло в печать в 1938 году. Но потом идеологам не понравились детали. Слишком сложно тут, на строительстве. На заднем плане какие-то люди, остатки стройматериалов и приспособлений. Некультурненько. Ретушёры опять взялись за инструменты: 1937-04-22 Сталин как бы осматривает Яхромскую насосную станцию 3 У Сталина открылись глаза и, о чудо! Своим ясным и могучим взглядом он очистил стройплощадку, наклонил здание и погнул флагшток. Может быть вы уже заметили, а может ещё нет – посередине последних двух отретушированных снимков видны две башни. Это башни управления нижней головы шлюза №3. Вот только важные детали на них пока отсутствует – знаменитые каравеллы. Вместо них флаги. Оказывается, каравеллы были установлены чуть позже. Даже при прохождении первой флотилией Канала каравелл на башнях ещё не было. Мне удалось найти фото примерно с того же ракурса и тех же времён, но уже с каравеллами: Яхромская насосная станция 183 и вид на голову шлюза 3 Следующая фотография на шлюзе №3 также подверглась кардинальной ретуши. Автор фото – опять начальник охраны Н.Власик. Впервые фото увидело свет в «Правде» от 30 апреля 1937 года. Хотя и имеющийся оригинал изрядно подкрашен кистью ретушёра (обратите внимание на воду): 1937-04-22 Шлюз 3 Ворошилов Молотов Сталин Ежов На следующем фото Ежов исчезает: 1937-04-22 Шлюз 3 Ворошилов Молотов Сталин Случилось это после 9 декабря 1938 года. В тот день «Правда» и «Известия» опубликовали следующее сообщение: «Тов. Ежов Н. И. освобождён, согласно его просьбе, от обязанностей наркома внутренних дел с оставлением его народным комиссаром водного транспорта». Карьера покатилась под откос. 10 апреля 1939 года нарком водного транспорта Ежов был арестован. 4 февраля 1940 года расстрелян в здании Военной коллегии Верховного Суда СССР. Труп кремирован в Донском крематории. От Ежова не осталось и следа. Не только на фото. Считается, что фальсифицированную фотографию (именно так называется подобная ретушь) впервые описал в своей книге «Пропавшие комиссары» Дэвид Кинг, о чём поведала выставка в Государственном музее истории ГУЛАГа и газета «Ведомости». Жаль, что я чуть раньше не сделал папку «Вожди на стройке» – оба варианта фото у меня были уже давно, выводы сделать самостоятельно не трудно. Странно то, что некоторые умники пытаются опровергнуть фальсификацию, утверждая, что фотограф сделал два снимка – с Ежовым и без. Видимо опровергатели никогда не держали в руках фотоаппарат. Представляю себе сценку: – Товарищи! Прошу внимания, сейчас вылетит птичка. Замрите и не моргайте – бодро командует Власик. – Щелк! – издаёт звук фотоаппарат. – Постойте, ещё один кадр! Наклонов голов не меняем, шагов не делаем, выражение лиц оставляем прежними. А вы, гражданин Ежов, покиньте кадр. Вас всё равно скоро расстреляют. Ежов в недоумении отходит в сторону. – Щелк! – повторяет фотоаппарат. – Ну вот, отлично! Ретушёрам меньше работы – вполголоса заканчивает фразу Власик. Удалось найти фото, сделанного немного позже, примерно в том же направлении, но издали, с правой башни верхнего бьефа шлюза. Фото без вождей и фальсификаций. Автор –  великий советский фотограф Наум Самойлович Грановский: Шлюз №3. Фото Н.Грановского. Фото с Ежовым/без Ежова было сделано примерно там, где буксир пришвартован к стенке шлюза. Там же было сделано и другое фото, попавшее на испанскую марку. Хотелось бы закончить за здравие, а получается за упокой. «Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить». Известная фраза почти в точности отразила происходящее. Незадолго до описываемых событий, 5 апреля 1937 года был арестован бывший Генеральный комиссар госбезопасности Генрих Ягода. 15 марта 1938 года расстрелян в Лубянской тюрьме НКВД. Чуть позже посещения Сталиным строительства Канала, 28 апреля 1937 года начались массовые аресты среди руководства строительства и заключённых. Звучит странно – арестовать заключённого. Но факт есть факт. Заключённых арестовывали, выносили новый приговор и расстреливали. Известно, что после этих арестов только на Бутовском полигоне было расстреляно около 8000 каналоармейцев. Вечером того же дня был арестован начальник Дмитлага Семён Фирин. Позже по его делу было арестовано ещё 218 человек. В основном работники КВО (культурно-воспитательного отдела) Дмитлага – художники, графики, писатели, поэты. Фирин расстрелян 14 августа 1937 года в Коммунарке. Реабилитирован. Остальные фигуранты его дела также  расстреляны. Напомню, что последнее интервью с ним было опубликовано в «Рабочей Москве» именно в день ареста. Но ещё парадоксальней тот факт, что портрет С. Фирина был опубликован в «Известиях» на следующий день после его ареста, 29 апреля: 1937-04-29 Известия. М.Берман Строила вся страна. Фото Берман Фирин Жук Вместе с Фириным был арестован Сергей Пузицкий, начальник 3-го отдела Дмитровского ИТЛ НКВД (что-то вроде внутренней тайной полиции Дмитлага), комиссар госбезопасности 3-го ранга. Расстрелян 20 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 2 мая первая флотилия торжественно закончила прохождение по Каналу и ровно в 12:00 остановилась у пристани Химкинского речного вокзала. 4 мая начальник Волжского района Сергей Быховский освобождается от работы и исключается из списков личного состава в связи с арестом. Расстрелян 20 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 6 мая 1937 года Главный архитектор Канала Иосиф Фридлянд был снят со всех занимаемых им постов и арестован. Скорее всего из-за того, что был мужем родной сестры Ягоды. 21 июня того же года его расстреляли. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован. В тот же день по делу Фирина арестован Анушеван Лазарев, начальник строительного отряда. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 11 мая 1937 года арестована Лидия Могилянская, сотрудница КВО. Расстреляна 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. В тот же день по делу Фирина арестована Галина Левицкая, скульптор в архитектурной мастерской. Расстреляна 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. 17 мая 1937 года по делу Фирина арестован Павел Лухтикер, сотрудник КВО, секретарь редакции газеты «Перековка». Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. В тот же день по делу Фирина арестован Николай Жигульский, журналист, зав. отделом прозы в журнале «На штурм трассы». Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 18 мая 1937 года арестован Исмаил Шир-Ахмедов, инструктор КВО по национальной работе. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения  Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. В тот же день по делу Фирина арестован Давид Виленский, ответственный секретарь журнала «На штурм трассы». Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 19 мая 1937 года по делу Фирина арестован Михаил-Александр Брилев, начальник участка в Дмитровском ИТЛ НКВД. Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 21 мая 1937 года по делу Фирина арестована Екатерина Гусева-Брилева (жена Михаила-Александра Брилева), кассир в парикмахерской для вольнонаемного состава. Расстреляна 19 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. 26 мая 1937 года арестован Николай Ефремов, начальник строительного отряда бетонщиков. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. В тот же день арестована жена Фирина Софья Залесская, сотрудница Разведывательного управления РККА, политрук. Расстреляна 22 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. 27 мая 1937 года арестован Игорь Терентьев, руководитель центральной агитбригады КВО. Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 30 мая 1937 года арестован Роман Тихомиров, журналист, секретарь журнала «На штурм трассы». Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 4 июня 1937 года арестован Глеб Кун, скульптор, график, начальник центральной художественной мастерской. Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 30 июня 1937 года арестован Константин Соболевский, художник центральных художественных мастерских. Расстрелян 14 сентября 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 14 июня 1937 года по делу Фирина арестована Галина Тасарская, начальник строительного отряда. Расстреляна 19 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована. В июне 1937 года по делу Фирина арестован Борис Кравцов, командир отдельного дивизиона охраны. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 5 июля 1937 года арестован Пётр Козырев, начальник архитектурной мастерской. Расстрелян 16 ноября 1937 г в Бутово. Реабилитирован. 15 июля 1937 года Канал Москва-Волга официально принят в эксплуатацию. 23 августа 1937 года по делу Фирина арестован Аскер Зейналов. Арестован будучи заключённым. Расстрелян 5 ноября 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован. 22 сентября 1937 года по делу Фирина арестован Лев Нитобург, литературный работник КВО Дмитлага. Расстрелян 5 ноября 1937 года. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован. 8 ноября 1937 года арестован Георгий Денисов, начальник сметного отдела Рыбинского участка канала Москва-Волга. Расстрелян 3 декабря 1937 года. Место захоронения Бутовский полигон. 5 июля 1938 года в связи с окончанием приема канала комиссией Наркомвода отдельный Дмитровский район ГУЛАГ (Дмитлаг) совместным приказом НКВД СССР и Наркомвода № 416 был ликвидирован. 24 декабря 1938 года арестован бывший начальник Управления строительства канала Москва-Волга Матвей Берман, на момент ареста ставший уже наркомом связи СССР. Приговорен 7 марта 1939 года к высшей мере наказания. В тот же день расстрелян. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован. О Ежове повторять не буду. Только отмечу, что попытка реабилитации его не удалась. Вердикт Военной коллегии ВС РФ – реабилитации не подлежит. Этот список жертв – только пример работы мясорубки репрессий, которая перемалывала не взирая на чины и звания. Были и счастливчики. После заседания 14 июля 1937 года ЦИК СНК СССР постановил пунктом №4 «Досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга 55 000 заключенных». Помилование коснулось только осуждённых по «бытовым» статьям. Остальные зеки в лучшем случае отправились на другие сталинско-гулаговские стройки, в худшем –  в Бутово, Коммунарку или Донской крематорий. Почему 28 апреля 1937 года начались массовые репрессии как заключённых, так и вольнонаёмных работников? Предполагаю, что Сталин испугался хорошо организованной системы Дмитлага, созданной в непосредственной близости Москвы Фириным. Под начальством Фирина была хорошо вооружённая и обученная лагерная охрана, немало преданных лично Фирину зеков (как бы ни странно это звучало) и уже освобождённых к моменту окончания строительства. У Дмитлага был даже собственный авиационный отряд. При этом не все работники Дмитлага находились в Дмитрове или вдоль трассы Канала. Часть их вела строительные работы непосредственно в Москве, возводя и канальские объекты, и жилые дома. Всё это под боком у Кремля. Вся машина Дмитлага могла быть направлена против Сталина. Военный переворот теоретически был возможен, подумал параноик Сталин и решил избавиться от опасного соседства, для начала обезглавив структуру – начальника Дмитлага Фирина. А затем разобрался и со всеми остальными. Возможно, что именно поездка 22 апреля 1937 года на строительство Канала Москва-Волга подтолкнула Сталина к конкретным действиям. Из любимой игрушки Канал превратился в нелюбимую. Сталин не стал встречать первую флотилию на Речном вокзале в Химках. Говорят, что когда его спросили: – Иосиф Виссарионович, когда подвести флотилию к стенам Кремля, к первому мая? Сталин пренебрежительно ответил: – Да хоть ко второму. «Пожелание» было выполнено в точности. 2 мая 1937 года корабли стали на якорь у Кремля. Хотя логичнее было это сделать в праздник, в Международный день трудящихся. Сталин не позволил использовать свою фамилию в названии Канала, хотя предложения были. Более 10 лет Канал имел «техническое» название – Канал Москва-Волга. И только в 1948 году ему присвоили имя Москвы в честь 800-летия города. Краткое резюме посещения Сталиным и свитой 22 апреля 1937 года строительства Центрального и Икшинского районов, примерно распределённое по времени:

  • Земляная плотина №22
  • Временный мостик у верхних ворот шлюза №6
  • Верхняя голова шлюза №4
  • Временный мостик у верхних ворот шлюза №4 (киносъёмка)
  • Железнодорожный мост №421 (проездом между Влахернской и Яхромой)
  • Мостик нижних ворот шлюза №3
  • Правый берег шлюзовой камеры шлюза №3 (фото на марке, фото с Ежовым и без)
  • Машинный зал насосной станции №183 (фотомонтаж Сталин соло)
  • Правый берег отводного канала шлюза №3 (фото с Фириным)
  • Здание распределительного устройства
  • Станция Яхрома (отъезд)

  Время в пути – 2 часа. Использованные материалы: Книги: Лев Кассиль «Канал Москва-Волга. Путеводитель». Москва, Водный транспорт, 1938 Архитектура канала Москва-Волга. Под ред. И.Г.Сушкевич. Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1939, тир.10000 Комаровский А.Н. «Записки строителя», изд. Минообороны, Москва, 1972 Федоров Н.А. «Была ли тачка у министра…» Дмитров, СПАС, 1997 Буланов М.И. «Хроника Волжского района канала Москва-Волга», 2007 Периодика: Журнал «USSR in construction» №2 1938 Газета «Правда» №112 (7078) 23 апреля 1937 Газета «Комсомольская правда» №94 (3675) 23 апреля 1937 Газета «Советская Сибирь» №95 (5259) 24 апреля 1937 Газета «Большевистская сталь» №98 (1993) 29 апреля 1937 Газета «Правда» №112 (7078) 23 апреля 1937 Газета «Правда» №119 (7085) 30 апреля 1937 Еженедельный иллюстрированный журнал «Для Вас» (Рига) №19 09 мая 1937 Газета «Известия» 29 апреля 1937 Газета «Дмитровский вестник» №55 8 мая 2004 Газета «Дмитровский вестник» №47 (14843) 3 мая 2012 Интернет: Сайт «Канал Москва-Волга» http://novostroi.info Портал «Мой Дмитров» Сайт «Филателия» Сайт общества «Мемориал» Фото: Коллекция Сергея Гаева

Труба, а по ней текла вода

Люблю вещи с историей. А если истории нет, то её можно придумать. Или сконструировать.
Очередное прочёсывание интернет-развалов довело до покупки недешевой открытки. Купил из-за места – Химки. Не то чтобы я там жил или живу, но родился совсем близко. Открытка старенькая, на обратной стороне почтовый штамп 1913 года и название “Химки. Дорога къ пруду”. В общем дореволюционный раритет:

Долго я её разглядывал, долго пытался понять, где же это место на современной карте? Что за пруд? Вопросы долго оставались без ответа…

И вот, просматривая Техническом отчёт о строительстве канала Москва-Волга (сейчас канал им.Москвы), издания 1940 года, нашёл другую фотографию.

Фотография была сделана примерно в 1933 году – в год начала строительства канала. Или чуть позже.
И что-то мне это фото сильно напомнило… Но никак не мог вспомнить. Пока не вспомнил про дореволюционную открытку. И обнаружил, что на обоих фото изображено практически одно и то же – пересечение Николаевской (Октябрьской) железной дорогой рекой Химкой, которая, в свою очередь, заключена в бетонную трубу.
Только ракурсы разные.
Для начала попробуем разобраться с ракурсами.

Вот фрагмент карты 1931 года с районом пересечения Октябрьской (бывщей Николаевской) ж/д и реки Химка.

Пока эта карта нам толком ничем не поможет, кроме направления железной дороги и ориентации по сторонам света.
Понятно, что фото могли быть сделаны либо с правой стороны от железной дороги, либо с левой.
Начнем с более для меня простого и очевидного – фото №2. На нём почти не видно теней, но если тщательно приглядеться, то можно кое что обнаружить. Первое – расплывчатые тени от деревьев, растущих на склоне насыпи. Хоть они и плохо различимы, но можно разглядеть, что падают они вправо. Второе, более очевидное – тень от верхнего и левого краёв бетонной трубы, которая падает совсем близко от нижнего края трубы, не далее полметра, тоже (что естественно) вправо по направлению. Вот и выяснилось, что солнце светит почти вдоль линии железной дороги, то есть примерно с юго-востока. Учитывая перспективу на фотографии, можно сказать, что фотограф находился на востоке от объекта. Если бы фотограф стоял с другой стороны насыпи, солнце должно светить с северо-запада, стоя над горизонтом под углом около 40-45 градусов (можно даже точнее вычислить по соотношению объектов и их теней) – что совершенно невозможно в наших широтах.
Получилось несколько запутанно, но уверен – фото №2 сделано с с востока.

Несколько сложней обстоит дело с фото №1. Границ теней практически нет. Единственное, что можно разглядеть – кажется тень от деревьев падает на дорогу, ведущую вверх. Но не очевидно.
Обратимся к карте 1931 года поосновательней. И будем надеяться, что от момента фотографирования до оставления карты мало что поменялось. И вот тут на карте обнаруживается прямоугольничек с надписью “Вдкч.”, то есть водокачка – единственное строение в районе трубы. Так вот оно, слева на фото №1! Притащим за уши падающие на дорогу тени от деревьев – тени падают так, если бы солнце было на юго-западе. Получается, что фотограф стоял к югу от трубы. Ребус разгадан.
Почти.

В названии открытки есть слово “пруд”. На самом деле это не пруд, а запруда, устроенная на реке Химке. А вот зачем нужна водокачка… В я нашёл фотографию 1906 года, в пояснении к которой утверждается, что из этой запруды вода бралась для заправки паровозов. Вот фото:

Похоже, что фото сделано именно той плотины, которая образует запруду непосредственно у насыпи железной дороги – вдали виден ровный край насыпи, с вдали слева – похожие деревья и постройка, которая вполне могла быть за забором с фото №1.
Утверждение, что воду брали именно для паровозов имеет право быть. Взглянем на фото станции Химки, взятое из фотоальбома коммуны .

Несмотря на плохое качество фото, отлично видно главный ход железной дороги и ответвление влево, в тупик. Возможно там и обслуживались паровозы.

Но мы отвлеклись от главной темы – трубы для реки Химки.
Следующее фото нашлось в книге “Канал Москва-Волга. Мосты и дороги” 1941 года издания. Строительство Химкинского железнодорожного моста началось в ноябре 1934 года. К лету 1935 года мост уже выглядел так:

Мудрить с тенями больше не буду, просто скажу, что по результатам моих вычислений фотография сделана с северо-востока от трубы. Доказательства найдите сами 🙂
Насыпь железной дороги временно использовалась в качестве основания для монтажа арки моста. Трубу для реки хорошо видно. Она ещё выполняет свою функцию – пропускает воду через насыпь. Во время сооружения моста насыпь пришлось расширить для прокладки обводного железнодорожного пути. Труба оказалась засыпана. Это привело к неприятным последствиям – Химка стала подмывать насыпь. Пришлось принимать меры и освобождать проход воды по трубе.

Следующее фото из другой книги – “Канал Москва-Волга. Справочные данные” вышедшей в 1936 году. Вид с юго-запада. Поезд идёт из Москвы. Мост эксплуатируется в полную силу. Насыпь уже срыта, но труба пока ещё на месте. Русло канала захламлено строительным мусором:

Очередное фото взято у пользователя Irinka с . Конец лета – начало осени 1936 года – на деревьях листва. Вид почти с той же точки, что и у прошлого фото. Но поезд идёт в Москву. Труба наполовину разрушена, строительный мусор почти убран:

То же место, то же время, но вид с противоположенной стороны. Ещё немного, и пустят воду. Фото эксклюзивное – оно никогда не публиковалось:

Затопление этого участка канала началось 11 ноября 1936 года. А к маю 1937 канал Москва-Волга был полностью заполнен водой. Также эксклюзивное фото, ранее нигде не публиковавшееся:

Так закончилась жизнь трубы.
И вот такая история получилась для очередного экспоната в домашнем музее.

Страница 2 из 3123