Канал Самая большая стройка: чем и сколько копали

Мне нравится, когда в газетах появляются статьи и заметки о канале Самая большая стройка (имени Москвы). Но мне не нравится, когда они пишутся наспех и перевирают факты. Однажды мой отец, зная моё трепетное отношение к подобным вещам, с хитрым выражением лица передал мне вырезку из газеты «Подмосковье сегодня» от 13 августа 2013 года с заметкой под названием «Водяная лестница», написанной Юрием Махриным. Читая статью, глаза мои становились то круглыми, то квадратными, а в конце совершенно окосели от содержания. «Я знал, что тебя это зацепит» – довольно ухмыльнулся отец, – «Ответ писать будешь?». Буду. Пишу. Чем и сколько копали - 02 Формат такой – исходный текст курсивом, после чего мои комментарии. Текст статьи Махрина приведён полностью. Исходник статьи находится на сайте издательства в . Водяная лестница На высоту девятиэтажного дома поднимается вода в канале имени Москвы на пути к столице «Какая благодать!» частенько слышится в эти жаркие дни на берегах Икшинского, Пестовского, Пяловского, Клязьминского, Химкинского водохранилищ и канала имени Москвы. Жители столицы, Подмосковья потянулись к спасительной прохладе водных просторов. Пьют ключевую воду из-под кранов в домах и квартирах Белокаменной, а также в Дубне, Дмитрове, Долгопрудном, Икше, Мытищах, Яхроме… И так уже 76 лет. Юрий Махрин [email protected] КАНАЛАРМЕЙЦЫ Распространённая ошибка. И я бы простил её, если бы не последующий текст. Правильно пишется «каналОармейцы». Ещё в 6-м классе проходят: “В сложных словах, если основа первого слова оканчивается на твёрдый согласный, пиши соединительную гласную о“. В качестве доказательства использования – плакат тех времён: Чем и сколько копали - 03 Канал Самая большая стройка начали строить по завету Петра Великого (он выезжал в Дмитров, присматривался к самому короткому пути к Волге) в 1932 году. Да, Пётр I рассматривал вариант соединения Волги с Москвой. Но Алексеич не Ильич, чтобы заветы раздавать. Строили канал всё-таки не по его завету, а по решению пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 года (“Технический отчёт”, стр.5). Сначала это делали вольнонаемные, комсомольцы-добровольцы. Может автор попутал с Волго-Донским каналом? Там действительно была комсомольская стройка. Правда, заключённые тоже присутствовали. Строительство же канала Самая большая стройка в подавляющем объёме выполнялось заключёнными. А сначала на строительство канала загнали зеков-азиатов, которые вымерли в первые же полгода. И только потом прибыли «закалённые» отряды беломорстроевцев – как заключённых, так и вольно наёмных. А когда вступил в строй Беломорканал (1933 год), работавших там заключенных начали перевозить на север Подмосковья. Здесь был создан Дмитровлаг. «Не хватало одежды, обуви и многих других предметов первой необходимости. На стройке рабочие жили в палатках и бараках. Продукты и промышленные товары распределялись по карточкам. Эти трудности ложились прежде всего на плечи рабочих». Думаете, это цитата из современной газеты? Нет, из учебника «История Коммунистической парии Советского Союза», изданного в 1980 году. Сижу и думаю, как относиться  к цитате из «кирпича»? То, что там куча передёргиваний и простого вранья, это и ежу понятно. Тогда с какой целью она приведена? К тому же с опечаткой по Фрейду при указании источника – «История Коммунистической парии Советского Союза» (так в оригинале статьи). Что хотел донести автор? Прочитав текст дальше, начинаешь понимать, что автор всё таки сделал акцент на первые два предложения цитаты, с которыми я совершенно согласен. Но очень хочется разобрать третье предложение – «Продукты и промышленные товары распределялись по карточкам». Увы, историки партии врут. Не было на стройке никаких карточек. Это был большой лагерь для заключённых, который функционировал по принципам, подробно описанным в книге Иды Авербах «От преступления к труду» в 1936 году. Суть распределения была такова: выполняешь норму – получаешь полную пайку; перевыполняешь – в добавок «премблюдо»; не выполняешь – основная пайка урезается. И никаких промышленных товаров или продуктов питания за суррогатные деньги. Хотя нет, историки могут и не врать. Карточная система вполне могла существовать на Строительстве. Но только среди вольнонаёмного контингента. Который составлял незначительную часть на строительстве канала. Вот как ловко написали в “кирпиче”! Вдогонку хочу показать статью 1982 года, к 45-летию канала, образчик идеологической писанины того времени. По версии  автора статьи 1982 года на строительстве канала только тем и занимались, что песни сочиняли и пели. Чем и сколько копали - 04 Чем и сколько копали - 05 На фото – художественная самодеятельность энкавэдэшников. Более миллиона наших соотечественников трудились на стройке века. Сколько из них погибло от болезней, не может сказать никто: нет таких данных. В 1977 году на левом берегу канала между Яхромой и Дмитровом возведен православный Памятный крест – один на всех, кто нашел свой последний приют в лесах и балках вблизи русла водной артерии. Ага, так коммунисты и дали поставить крест в память о фигуре умолчания тех времён – зеках! Этот крест поставлен в 1997 году! Надеюсь это очередная опечатка, а не «идеологическая диверсия», как выразились бы в те времена. К тому же крест находится на правом берегу, так как начало канала находится у Волги. На поклон к нему приходят не только родственники каналармейцев, как они сами себя называли, но и чужие люди. Не знаю, как себя сами называли зеки, но название «каналоармеец» – казённое, чтобы скрыть участие заключённых на строительстве ещё Беломоро-Балтийского канала. Приносят цветы. Слава Богу, что помнят о несчастных. НЕ ОДНИМИ ТАЧКАМИ В память о безвестных строителях неподалеку от шлюза № 4 возведена часовня. Когда волжская вода заполнила канал, власть объявила о помиловании 55 тысяч заключенных – «за ударную работу». Мне довелось однажды услышать на берегу канала речь преподавателя Московского института транспорта. «Лопата, деревянная тачка – вот орудия труда дмитровлаговцев», утверждал он. Автор, нет в Москве такого института – Московского института транспорта. Есть Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Однако сохранились документы, и они свидетельствуют об ином. От царской власти Советам досталось 200 зарубежных экскаваторов. Их бросили под Дмитров. Автор! Если вы не верите преподавателю МИИТа и владеете этими документами, то попрошу их представить любопытному населению. А то оно до сих пор находится в заблуждении, ориентируясь на статью в официальном издании, в технико-экономическом журнале строительства канала Самая большая стройка НКВД СССР «Москваволгострой»  (1935 год, №6, стр.3): «Вначале с большими трудностями строительство получило в разное время 25 экскаваторов различных иностранных марок; эти экскаваторы поступали с других строек Союза; в большинстве это были старые, требующие большого ремонта снаряды; некоторые требовали полного восстановительного ремонта; среди них имелись снаряды постройки 1909 и 1915 г. Таким образом включение их в работу сильно задержалось». А вот другая цитата, из тома «Земельные работы», со страницы 8: «… экскаваторный парк Москваволгостроя, имевший в своём составе к концу 1934 г. 49 Ковровцев и 25 экскаваторов иностранных марок, в 1935 г. начал интенсивно пополняться экскаваторами ППГ-1,5, число которых в 1936 г. достигло 98 снарядов». Так что увы, автор глубоко ошибается. И документов у него никаких нет. На строительстве было не 200 экскаваторов зарубежного производства, а всего 25, причём старых и дряхлых. А максимум экскаваторного парка (98 штук) пришёлся на 1936 год, когда половина грунта была уже «переработана». Нигде в мире такого рода стройка не имела экскаваторного парка. Вот уж действительно, точно подмечено. Только одно слово выпало из предложения и конец его должен звучать по другому – «ужасного экскаваторного парка». Я не большой специалист в истории строительства Панамского или Суэцкого каналов, но почитав статью «», обнаружил, что экскаваторы там в диковинку не были. А открытие Панамского канала случилось почти за 20 лет до начала строительства канала Самая большая стройка. Вот и фото из этой статьи: Чем и сколько копали - 06 Чем и сколько копали - 07 Чем и сколько копали - 08 И ещё пара снимков из : Чем и сколько копали - 09 Чем и сколько копали - 10 А ещё и на Суэцком канале использовали подобную технику, но в основном драги. Хотя открытие его состоялось ещё в 1869 году, всего через 8 лет после отмены крепостного права в России (фото и ): Чем и сколько копали - 11 Чем и сколько копали - 12 Чем и сколько копали - 13 Чем и сколько копали - 14 Был налажен выпуск «Ковровцев». Тут я не могу придраться, всё написано правильно. Хочу только уточнить, как был налажен: «Затем был поставлен вопрос о получении нескольких экскаваторов железнодорожного типа с Ковровского экскаваторного завода НКПС. Экскаваторы оказались вполне удовлетворительными, сильными снарядами, но завод имел очень ограниченный выпуск и не мог удовлетворить быстро растущей потребности в экскаваторах строительства канала. И лишь после того, как Ковровский экскаваторный завод был передан в ХОЗО НКВД, которому удалось и улучшить и экскаваторы, и чрезвычайно увеличить выпуск их, доведя более чем до 120 штук в год, – строительство получило возможность постепенно довести количество экскаваторов до необходимого числа» (журнал «Москваволгострой», 1935 год, №6, стр.3). Оставляю читателям возможность самим поразмыслить, как налаживался выпуск при участии ХОЗО НКВД, видимо сильнейшего на тот момент специалиста в экскаваторостроении. К тому же остаётся привкус несоответствия. Где? Да вот где – ковровцы выпускали до 120 экскаваторов в год (по данным к середине 1935 года), а на стройке их было максимум 98. Куда делись остальные? Каналстрою были приданы еще и 300 тракторов, 1800 грузовиков, 172 паровоза, две тысячи железнодорожных вагонов. Здесь автор попал почти «в яблочко». Действительно, на Строительстве по данным из “Технического отчёта”, стр.261, была следующая техника: 123 паровоза и 11 мотовозов нормальное колеи, 41 паровоз узкой колеи, 2113 платформ нормальной колеи, 4320 вагонеток узкой колеи, 3050 грузовых автомашин (в единицах Горьковского автозавода) Всего составами было вывезено 154 миллиона тонн грузов. А строителями уложено 2,9 миллиона кубометров бетона и железобетона, установлено металлических конструкций общим весом 35 миллионов тонн. Лопатами и тачками? Первое предложение – бред. Всё перепутано. Цифра 154.000.000 – не тонн, а кубометров грунта. И эта цифра относится к собственно сооружению канала. Вообще-то всего переместили грунта 200.000.000 кубометров. На всякий случай процитирую официальные цифры из тома “Земляные работы”, стр.7: Весь объём земляных работ 200 млн. кубометров Из них 46,3 млн. кубометров – разработка карьеров и добыча нерудных материалов 153,7 млн. кубометров – собственно сооружение канала Из 153,7 млн. кубометров 108,7 млн. кубометров – выемки 45 млн. кубометров – насыпи Те же 153,7 млн. кубометров разбиваются и в другой пропорции: 143,2 млн. кубометров – основные работы 10,5 млн. кубометров – вспомогательные работы (откосы, железнодорожные пути, кавальеры и пр.) Но это ещё полбеды. Вторая половина – оказывается, что весь этот объём был вывезен составами (имеется ввиду железнодорожными). На чём основано данное утверждение? Достаточно подробно исследуя этот момент, удалось найти такие цифры о перевозках железнодорожным транспортом: «за 4 года основного периода строительства грузооборот его железнодорожного транспорта составил 1,5 млн. вагонов, из которых 850 тыс. вагонов прибыло в адрес Строительства и 600 тыс. вагонов были погружены Строительством (в основном нерудными материалами – камнем, гравием, песком и т.д.». (“Технический отчёт”, стр. 259-260). Они не подходят под вывоз грунта из русла канала, но развлекусь хотя бы с ними. Возьмём вес одного железнодорожного вагона за 65 тонн брутто (такими испытывали Химкинский железнодорожный мост, “Мосты и дороги”, стр.131). Вес собственно вагона возьмём от балды в 10 тонн (хотя, уверен, весит он раза в полтора-два больше). То есть полезного веса в один вагон можно загрузить 55 тонн. Удельный вес глины (что в основном и вынималось из русла канала) составляет . Итого в один вагон помещается около 32,5 кубометров глины. По условиям задачи было погружено 600.000 вагонов. Перемножаем и получаем грубую цифру – 19.500.000 кубометров в пересчёте на глину. Увы, автор, это ставило менее 10% от всего перемещённого грунта на Строительстве канала. Эта цифра ещё меньше, так как в техническом отчёте имелось ввиду в том числе и перемещение нерудных (полезных) материалов (камень, гравий, песок и т.д.) от карьеров к непосредственным местам использования, а не только бесполезных типа глины. По поводу того, что бетонные работы не проводились вручную – почти согласен. «Приготовление бетона производилось исключительно машинным способом. Из общего количества бетона – 2957,4 тыс. кубометров ручным способом было изготовлено лишь около 10 тыс. кубометров, или 0,3%» (“Технический отчёт”, стр. 250-251). Но как доставляли бетон до места заливки – не уточняется. Вес металлоконструкций не проверял. Вполне вероятно, что здесь автор прав. Но от риторического вопроса «Лопатами и тачками?», относящегося в том числе и к 154 миллионам кубометров «грузов», блин, сейчас взорвусь! ДА!!! В большинстве лопатами и тачками! Привожу данные из тома “Земляные работы”, стр.7: «Методы выполнения работ по основным 143,2 млн. кубометрам: Экскаваторами – 33,1% При помощи так называемой «малой» механизации – 6,1% Вручную с отвозкой тачками – 30,6% Вручную с отвозками грабарками – 24,3% Гидромеханизацией – 5,1% Подводным землечерпанием – 0,8%» Чёрным по белому, в официальном отчете написано – 30,6% ВРУЧНУЮ С ОТВОЗКОЙ ТАЧКАМИ и 24,3% ВРУЧНУЮ С ОТВОЗКОЙ ГРАБАРКАМИ. Итого 54,9% грунта при выполнении основных работ было вынуто ВРУЧНУЮ! Сюда можно было бы приплюсовать и 6,1% «при помощи так называемой «малой» механизации» каковой являлись так называемые «крючники»: Чем и сколько копали - 15 Из фотографии понятно, как он функционирует? Те же тачки, но вытягиваются наверх по деревянным «рельсам». Ну а дальше уже по мелочам. Придирки. НАДЕЖНЫЕ БЕРЕГА Берега канала надежно укреплены камнями, железобетонными плитами. Целы и поныне, время ничуть не тронуло их. Не совсем верно. Некоторые участки канала (к примеру от Клязьминского водохранилища до Химок) в 80-90-х годах XX века коренным образом реконструированы. Вместо каменной насыпки были вплотную забиты бетонные сваи. В том числе убраны старые железобетонные плиты и заменены также на сваи. Чтобы заставить Волгу течь к Москве, ее у деревни Иваньково перегородили огромной плотиной. Здесь начало канала. А чтобы заработали «водяные лестницы», волжскую воду поднимают на высоту 9-этажного дома. Из Иваньково 15 июня 1937 года к Москве впервые поплыли суда и баржи. Впервые суда в составе так называемой «первой флотилии» прошли по каналу с 24 апреля по 2 мая 1937 года (подробно описано в газете «Дмитровский вестник» от 3 мая 2012 года). А официальное открытие эксплуатации канала состоялось 15 июля 1937 года. Так что дата 15 июля (с исправленной опечаткой) 1937 года – это уж никак не проход первых судов по каналу. Канал Самая большая стройка (переименован в 1947-м, в связи с 800-летием столицы, и стал называться – имени Москвы) начал жить, работать. Строили его 4 года и 8 месяцев. Длина – 126 километров. Автор, формальная длина канала составляет 128 километров. Даже источника этой цифры приводить не буду. Это общеизвестный факт. Сравните: протяженность Панамского канала – 81 километр, а прокладывали 34 года. Сравнили, извините, попу с пальцем. Во-первых, его строили с большим временным перерывом в середине, во-вторых, там были совсем другие условия строительства (климат, эпидемии, грунт, количество работников, степень механизации и т.п.). И вообще сравнение строительства каналов Панамского Самая большая стройка – это очень большая и интересная тема. И сравнения должны получаться просто удивительные! 108,5 километра канал проходит по искусственному руслу, 19,5 – по пяти водохранилищам. 108,5 км + 19,5 км =128 км – а в этом месте правильно! Ширина ложа – 85 метров, глубина от 5,5 до 20 м. Не ширина ложа, а минимальная ширина канала по зеркалу воды. Ну и уточню – 85,5 метров. Даже и не знаю чем закончить… Наверно тем, что если писательство является твоим способом заработка на хлеб, не гони халтуру. А то не толко премблюдо отберут, но и пайку урежут. Чем и сколько копали - 01 Все книги, на которые я ссылаюсь в этом тексте, можно найти на этом сайте в свободном доступе. Не ленитесь, пролистайте. Там много интересного.

Print Friendly

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *